ООП НОО МОУ «Средняя школа №26» определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП начального общего образования составлена с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Республики Карелия. Программа содержит обязательную часть (80%) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (20%), представленную во всех трех разделах программы.
Целью реализации ООП НОО МОУ «Средняя школа №26» является обеспечение выполнения требований ФГОС начального общего образования, в том числе направленных на реализацию национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач.
-
Обеспечить достижение личностных результатов учащихся:
- формирование основ гражданской идентичности личности на базе: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
- формирование психологических условий личностного общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов учащихся: освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), в том числе детьми с ОВЗ;
3. Обеспечить достижение предметных результатов учащихся: освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира, в том числе детьми с ОВЗ.
4. Организовать системное изучение интересов, возможностей и способностей каждого ученика, выявление, поддержку и сопровождение одарённых детей, поддержку и сопровождение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Обеспечить участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Задачи педагогов школы для достижения учащимися запланированных образовательных результатов, решаемые в ходе реализации данной программы:
1. Обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, проекты, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.).
2. Способствовать освоению обучающимися высших форм игровой деятельности, создать комфортные условия для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращения игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач.
3. Формировать учебную деятельность младших школьников (организовывать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлять функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам).
4. Создавать условия для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместно с учениками ставить творческие задачи и способствовать возникновению у детей их собственных замыслов).
5. Поддерживать детские инициативы и помогать в их осуществлении; обеспечивать презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.
6. Создавать пространство для социальных практик младших школьников и приобщать их к общественно значимым делам.
Запланированных образовательных результатов можно достичь в разных видах деятельности обучающихся, которые соответствуют младшему школьному возрасту. К таким видам деятельности относятся:
- учебное сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);
- индивидуальная учебная деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);
- игровая деятельность (в том числе, и высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);
- творческая (в том числе, художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
- спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Педагогические технологии, используемые на уровне начального образования школы:
- технологии развивающего обучения (технология проблемного обучения, технология учебной дискуссии, технология проектного обучения, технология развития критического мышления учащихся, игровые технологии, информационные технологии);
- технологии поддерживающего обучения (технология визуализации, системно-деятельностная технология, объяснительно-иллюстративная технология, интегративная технология, обеспечивающая целостное освоение знаний и др.)
Принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательных отношений МОУ «Средняя школа №26»
ООП НОО МОУ «Средняя школа №26» разработана и реализуется в соответствии с основными принципами государственной политики Российской Федерации в сфере образования с учетом ФГОС наального общего образования и психолого-педагогических особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Принципами реализации ООП НОО МОУ «Средняя школа №26» являются:
-
Принцип системности – образовательный процесс структурно выстроен, выделены компоненты и связи, определены механизмы достижения цели и задач. Учтены все этапы включения учащихся в проектно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность. Знаниевый компонент формируется от «простого» к «сложному» на протяжении всего периода обучения на уровне начального общего образования.
-
Принцип опережающего обучения – организация обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Использование опережающего обучения эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.
-
Принцип метапредметности – создание условий для максимального развития способностей учащегося младшего школьного возраста, необходимых для успешного освоения знаний умений и навыков при изучении разных предметов на уровне начального общего образования, получения им необходимых компетенций и компетентностей, приобретения новых научных знаний, повышение его общекультурного уровня, которые обеспечат успешное обучение на уровне основного общего образования.
-
Принцип преемственности и непрерывности – организация образовательного процесса, обеспечивающего эффективное поступательное и непрерывное личностное развитие ребенка; непрерывное развитие образовательных процессов, программ, организационных структур, обеспечивающее успешный переход учащегося младшего школьного возраста на следующий уровень образования.
-
Принцип индивидуализации и социализации образования - организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для успешной реализации потенциальных возможностей каждого ученика не только в учебной деятельности, но и в процессе усвоения и реализации через коммуникационное взаимодействие норм поведения, социальных ролей и общей культуры.
-
Единство обучения, воспитания и развития – качество подготовки выпускника начальной школы определяется не только его знаниями, но и личностными характеристиками, моральными принципами.
В основе реализации ООП НОО МОУ «Средняя школа №26» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа (технологию продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологию, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и сотрудничества участников образовательных отношений в достижении целей личностного и социального развития учащихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.